14 декабря — Наум Грамотник Давным-давно на Руси в этот день определяли отроков в ученье, считая, что «Святой Наум вострит ум». А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя», усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» — первую букву алфавита,— матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам. Сердобольные матери выпекали в этот день маленькие лепешки в виде монет и дарили их своим и соседским детям — на счастье и удачу. Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. Даже сны толковали так: безграмотному видеть во сне азбуку означает горе и непредвиденные хлопоты, а ученому — счастье и успех в его предприятиях. Кстати, первыми букварями были азбуки-грамматики Ивана Федорова (1574 г.) и Лаврентия Зинания (1596 г.). В XVII веке (1694 г.) лучшим считался иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором к каждой букве были приложены предметные рисунки. Ну а сама славянская азбука была создана известным просветителем и проповедником христианства Кириллом. Еще в 863 г. его вместе с братом Мефодием византийский император направил в Моравию (историческая область на территории современных Чехии и Словакии) для проповеди христианства на славянском языке. Перед самым отъездом Кирилл составил славянскую азбуку и с помощью брата перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг — избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др. Правда, среди ученых до сих пор нет единого мнения о том, какую же азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу (они отличаются друг от друга формой букв). Долгое время кириллица и глаголица употреблялись параллельно, но впоследствии глаголица получила распространение на Западе у католических славян, а кириллица — в странах, принадлежащих к восточной церкви. С течением времени изменялись и состав, и форма букв кириллицы, а на ее основе были созданы алфавиты южных и восточных славян, а также монгольская азбука.
|